среда, 14 октября 2015 г.

Плей-тест и обзор на правила Tercios от Liber Militum.

Публикую, с разрешения автора, рецензию на недавно прошедшую игру по правилам Tercios.
Автор: Кирилл Андреев


Итак, небольшой отчетик по первой игре Tercios:Liber Militum.
Сначала несколько общих слов. Сами правила выпускает Totentanz Miniatures, правила в лайт версии можно скачать бесплатно, книга стоит 18 евро. Сами правила отличаются на мой вкус незамороченностью, очень неплохо структурированы (редко приходится для отыгрыша одной ситуации смотреть в два места книжки), оформлены хорошо и приятно глазу. Кроме правил понадобится скачать и распечатать карточки приказов (также бесплатно от производителя), стол, фигурки, маркеры "вундов" (wear) и дезорганизации (disorder).


По первому прочтению, еще задолго до игры, я отметил для себя кучу достоинств и пару недостатков. Начну с последних. Один - субъективный: карточки и маркеры. Я не люблю, когда весь этот хлам валяется на столе и портит картину. И если с маркерами понятно, что делать, то как уйти от карт я так и не придумал. Второй, более серьезный: все броски на 1д6, причем примерно в половине случает требуются высокие значения типа 5+ и 6+. При том, что кидается в основном по 3-4 куба - случаи как предельного героизма, так и запредельного тупняка имеют высокие шансы быть слишком частыми.
Теперь к плюсам:
- хорошо описанная схема базирования, при этом не жесткая. Авторы показали картинками, как лучше расставить фигурки, что бы каждый тип отряда был хорошо узнаваемым.
- правила про движение коробок. И это движение очень хорошо описано: все важное есть, лишнего гемора нет. То есть нам не надо в течении 15-ти минут заниматься тем, что мы, с рулеткой, калькулятором, рульбуком, парой тестов и такой-то матерью проезжаем кирасирами через холм, поросший лесом.
- логичные расстояния передвижения и стрельбы
- система альтернативных поотрядных активаций, включающая в себя механизм реакций
- очень грамотный и интересный учет изменения боеспособности подразделений
- система командования с неявными, но интересными и работающими лимитами. В тоже время она достаточно "телепатическая" (это щаз не модно, но мне нравится)
- отличная система морали, когда (очень похоже на АоМ) подразделение должно сбежать, выйдя за лимит маркера вундов, если не кинет кучу 6-к.
- много характеристик у отрядов, для каждого случая - свой параметр. Это позволяет иметь (и создавать) разные отряды, (много разных отрядов), заточенные под собственный стиль игры и предпочтения. И армии получаются очень характерные - Шведы это действительно шведы, а испанцы - это испанцы. И отличаются они не только флажками.
- явно видно, что авторы заморочились с балансом - все отряды, которые можно брать - полезны, все стоит своих денег (очков), всем можно пользоваться. Лев выживает потому что он лев, а мышка - потому что она мышка(с)
- хорошее, "правильное" соотношение роли стрельбы и ХтХ
- ХтХ хоть и не звездное, но вполне не портящее общую картину, сочетающее в достаточной мере как логичность и закономерность, так и "6 козырей, 2 туза - 4 взятки - расклад, батюшка!"
- при желании, опыте и сноровке можно отыграть достаточно масштабную битву юнитов на 10-12 за час-два.

- для начальных битв (мы играли в 8-10 юнитов со стороны и на плюс-минус 600 очков) достаточно даже стола 4х4.

Играли на столе 4х4. Я за типа шведов, у которых было 3 мушкетерских компании, 1 пушечка лайтовая, 2 отряда кирасир, 2 отряда лайтовой конницы. всего иирц 530 очков.
В противниках - фигурки московитов по фиг знает какой фракции: два сквадрона пехоты, 6 отрядов кавалерии (кто-то типа аркибузиры, кто-то чисто шашками помахать), одна пушечка тоже лайтовая. По итогам расстановки сложилась следующая картина: у меня в центре пехота, на моем правом фланге пушка и отряд кирасир, на левом - два отряда легкой кавалерии и одни кирасиры. Противник, не мудурствуя лукаво поставил пехоту в центре и по три отряда кавалерии на каждом из флангов. Первый ход был потрачен на выдвижение: вражеская пехота неторопливо ломанулась вперед, кавалерия чуть пошустрее, но ту да же. В ответ я залез пехотой в поле (чисто на интуиции, потом мне это здорово помогло) и точно так же двинув кавалерию вперед (левофлановую с целью реальной атаки, одиноких кирасир - для демонстрации). Результат первого хода:

Закладываем карточки, тут проявил себя лимит командования: карточек каждого приказа строго ограниченное количество. Например, карточек ассота всего три, так что привести больше трех отрядов в Хтх в один ход нельзя. Я заложил все три своих ассолта в левофланговую кавалерию, одинокие кирасиры на правом фланге получили мув с целью или самим уехать в тыл, или съебнуть шустро под атакой врага. Инициативу я проигрываю, первый ход достается не мне - и первый отряд московской конницы предсказуемо въезжает в моих легкачей. Но у нас - тоже ассолт, мы реагируем, встречаемся где-то по середине. У нас все одинаково - 4 кубика в атаке на 3+ и 3 кубика сейво на 5+. Но в итоге я получаю две дырки (попало 2, я ничего не посейвил), противник - ни одной (я попал разок, но его отменили). По итогу враг свеженький, мои бравые парни сдриснули на полный мув, получив маркер диосрдера (очень неприятная фишка). Но, ладно, пофиг, теперь ассолтим мы - вскрывается второй отряд моих легкачей и едет во врага. тут уже у меня на один кубик атаки побольше - и ситауция по итогу зеркальная - мы свежие, противник с двумя вундами идизордером едет в тыл, но - недалеко (остановился на обратном склоне холма). Карусель ассолтов продолжается - и в моих легкачей-победителй приходит вторая порция московитов. Трах-бабах - разъезжаемся, получив по паре вундов и дисордеру. Что, в общем для меня хороший расклад, потому как следующей активацией в только что покоцанных врагов (они, правда, уезжают из под флангового чарджа за счет спецабилки всей кавалерии на мув в случае атаки), но это их не спасает их от уничтожения. Есть первая кровь!!! (красные кубики - маркеры вундов):

Кирасиры продвигаются чуть вперед, с намерением на след. ход покарать сбежавшего после первого ХтХ врага. Готовлюсь к очередному отмщению, благо третий отряд московитов не активирован, но! оказывается, что у него мув и он просто заезжает во фланг моим легкачам.
На правом фланге начинается движуха: передовой отряд конных московитов пытается ассолтить кирасир, но те говорят, чтоони храбрые, крутые, но умные - и уезжают от них назад поближе к пушечке. В остальном все проходит без мордобоя, за одним исключением - пальнув вощем-то на шару по кавалерии мои крайние правые мушкетеры вешают им две вунды!!! Ситуация на конец хода:

Третий ход уходит на логичное завершение того, что было заложено на втором: мои левовланговые кирасиры добивают бегущих на холме, там же после боя легкачей с вражеской коннице все разъезжаются без потерь. В центре пехота врага идет вперед, один отряд его конницы тупит (тот, что был обстрелян мушкетерами), второй съедает пушку (но огребает от нее маркеров), третий так же убивает мушкетеров, но получает пару дырок. Отступавшие кирасиры разворачиваются, легкачи - тоже.

Четвертый ход уходит на некую оперативную паузу. За него оставшийся на моем левом фланге единственным отряд московитов успевает сходить в атаку на легкачей, опиздюлиться от них (получить две дырки), кирасиры зайти к ним в тыл. в центре вражеская пехота шла и стреляла, убившие отряд мушкетеров конники московитов постояли напротив моих легкачей, кирасиры сходили в атаку на крайний конный отряд врага, но отскочили от него как тряпки, нанеся вунду и отхватив две дырки.

Дальше было вот что:
- на левом фланге кирасиры чудесной атакой в тыл разметали последний отряд московской конницы.
- на правом фланг отряд конницы убился об кирасир
- кавалерийский бой во ржи закончился победой шведов

Затем :
- тыловой отряд московской кавалерии приехал и наказал победивших во ржи легкачей
- вражеская пехота, наконец-то дошла до ассолта, отбросила и почти убила одних мушкетеров
- правофланговые кирасиры тупили
- левофланговые кирасиры поехали ближе к центру
- левофланговые легкачи отдыхали.

В финальных аккордах битвы:
- левофланговые кирасиры попробовали сходить на свежую пехоту в центре - огребли и уехали обратно за холм думать
- вражеская пехота добила мушкетер во ржи
- там же то же самое вражеская же кавалерия сделала с легкачами
- правофланговые кирасиры тупили
- левофланговые легкачи поехали к месту событий

Ну и на крайний, 7-ой ход я убился легкачами о пехоту во ржи, а московиты - последней пачкой кавалерии о кирасир. Итого, потеряв два отряда легкой конницы, 2 отряда мушкетер и пушку, убив все 6 отрядов конницы врага - я типа выиграл. С минимально возможным перевесом - на крайний, 7-й ход в очко.

Пара бонусных фоток: крупный план московитов, которых на втором ходу поимели в тыл кирасиры:

И. собсно, сами кирасиры, главный "убийцы" во всей партии:

6 комментариев:

  1. Занятно. Фигурки то пятнашка от Огнем и Мечом?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Московиты - да. Но есть Totentanz minis, линейка дешевая и отличного качества.

      Удалить
  2. Было очень интересно. Спасибо.
    Подскажи плз. PDF-файл, в котором 33 страницы это лайт версия или полная?

    ОтветитьУдалить
  3. прекрасный текст. немного выбила из колеи картинка в начале, но я справился :)

    ОтветитьУдалить